О содержании проектных балансов и проектных образованиях

Снова вопрос об управлении проектными балансами становится все более острым. Под балансами понимается совокупность отношений субъектов определенной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Балансы могут быть экономическими, социальными, политическими. Проектный баланс имеет и свойства СОСТОЯНИЯ (равновесия), и свойства СИСТЕМЫ, как некой совокупности общественных отношений. В системном свойстве баланс является обособленной единицей. Пределы обособленности баланса определяются самой совокупностью отношений.

Как возможность, управление балансами рассматривалась Сергеем Переслегиным в книге "Самоучитель игры на мировой шахматной доске" . Балансы, как объект управления, предложено мной с учетом возможностей функционального права в статье "Балансы, как объект управления" .

Для реализации конкретных проектов было предложено выстроить четыре группы проектных балансов:

  • балансы целей,
  • балансы результатов,
  • ресурсные балансы (социально-экономические, отраслевые, межотраслевые, региональные и т.д.) ,
  • балансы правовых связей (flash-право).

 

Каково содержание этих балансов?

 

1. Проектные балансы - что внутри

Балансы целей. Здесь предполагается, что проектант устанавливает целевой рамки конкретных проектов в форме стратегических, тактических и оперативных целей. Создается иерархия целей. Устанавливаются целевые балансы.

Баланс целей включает в себя следующие виды:

  • Стратегические
  • Тактические
  • Оперативные

 

Баланс целей представляет собой статику достижений.

Балансы результатов (баланс показателей). Это процедура установления проектантом итоговых показателей проекта, соответствующих конкретным целям. Показатели могут быть количественными, качественными и временными (показатели сроков). Учитываются следующие факторы:

  • Содержание результата (что достигнуто, показатели)
  • Время достижения (когда достигнуто, сроки)
  • Как согласовано с другими результатами (как достигнуто). Последний фактор предусматривает согласованность с другими результатами и по времени и по содержанию.

 

Баланс результатов включает в себя следующие виды:

  • Новая действительность: Количественные показатели: достигли того, с чем можно еще работать.
  • Новая реальность: Качественные показатели: достигли того, с чем не поспоришь.
  • Новая проектность: Показатели времени (сроков): достигли за время T (продолжение следует, промежуточный результат)

 

Баланс результатов представляет собой целевые показатели, содержание (наполнение) достижений - факт.

Баланс ресурсов (социально-экономический баланс). Это процесс установления всех возможностей, за счет которых выполняется проект, включая отрасли экономики. Основные проектные ресурсы - материальные (деньги, финансовые инструменты, товары), нематериальные (права на вещи и объекты ПИС, технологии), люди (носители знаний умений навыков).

  • Баланс ресурсов включает в себя следующие виды:
  • Материальные - деньги, финансовые инструменты, товары
  • Нематериальные - права на вещи и объекты ПИС,
  • Люди - носители знаний умений навыков.

 

Баланс ресурсов отвечает на вопрос: за счет чего должен быть реализован проект?

Баланс правовых связей - это процесс установления правовых связей и зависимостей во всех проектных балансах, как внутри, так и между балансами. Итогом является выработка норм-регуляторов, норм-координаторов и норм-принципов, процедур делового миротворчества. Основными источниками права для конкретного проекта являются Проектный Регламент и Соглашение об участии в проекте.

Баланс правовых связей прошивает все проектные балансы.

Принципиальные правовые связи прошивают стратегические цели, новую реальность, людские ресурсы с их умениями и навыками. Это императивы, устанавливающие нормы-принципы.

Координирующие правовые связи - диспозитивные нормы для установления равновесия, нормы - координаторы, процедуры делового миротворчества.

Регулирующие правовые связи - смешанные императивно-диспозитивные нормы, нормы-регуляторы.

Баланс правовых связей отвечает на вопрос: на каких условиях, и по каким правилам реализуется проект?

Графически проектные балансы выглядят так.

2. Управление проектами через flash-право

Flash-право: что это?

Это область проектного, функционального правоведения, связанного с правовой регламентацией проектной деятельности. Flash-право отличается целевым характером, динамичностью, преимущественно координирующей функцией и является инструментом координации балансов.

Термин Flash-право принадлежит Алексею Степанову (Степанов А.Ф. "От соперничества к сотрудничеству", 2008.), а моя статья о функциональном правоведении (сущности Flash -права) появилась на год раньше. Так появились сначала содержание, а потом и термин. Как явление, Flash -право не имеет аналогов, но имеет отдаленный прототип в виде политических решений. Например, И. Сталин отменил ряд норм действующего тогда законодательства, которые противоречили реализации Атомного проекта и проектов внедрения отдельных конструкций в авиастроении. Но эти волевые решения поставили вопрос о правовой защите любого проекта от норм действующего права. Понятно, что проект может пострадать, если его не защитить от норм существующего права. Это неизбежное противоречие разрешается либо иными нормами права, либо отдельным специальным источником права, который является приоритетным для исполнения непосредственными участниками конкретного проекта.

Источники Flash -права.

Такими источниками права в проектном управлении являются Проектный Регламент, Соглашение об участии в проекте, а также проектные документы, связанные со спецификой проекта. К числу источников права, относящихся к проектной деятельности, может быть Стандарт функционально-правового управления проектами, если он принят государственными органами, хотя бы на региональном уровне.

Проектный Регламент - это свод правил, направленный на реализацию конкретного проекта и синхронизацию проектных балансов в ходе его реализации. Проектный Регламент является основным источником права в период реализации проекта, принимается всеми участниками проекта и утверждается соглашением о проектной деятельности. Все прочие нормы существующего права действуют в части, не противоречащие Проектному Регламенту.

Соглашение о проектной деятельности устанавливает существенные условия участия в конкретном проекте.

Проектные документы, связанные со спецификой проекта (специфические проектные документы) носят вспомогательный характер и принимаются участниками проекта в качестве дополнения, способствующего эффективной реализации проекта.

Стандарты функционально-правового управления проектами устанавливают общие правила проектной деятельности с применением гуманитарных технологий и балансного управления. Областью указанных стандартов является категория проектов, обладающая преимущественно инновационными элементами, с применением гуманитарных технологий и управления проектными балансами.

Так образуется некий правовой оффшор для проекта.

Управление проектами с помощью Flash-права.

Управление проектами осуществляется через определенные процессы. Это:

  1. Выбор реализуемой идеи проекта.
  2. Построение проектных балансов. Обязательные балансы:
    • Баланс целей
    • Баланс результатов
    • Баланс ресурсов
    • Баланс правовых связей

    Дополнительные проектные балансы могут выстраиваться при наличии специфических особенностей проекта.

  3. Подбор участников проекта, заключение необходимых документов
  4. Реализация проекта.
  5. Процедуры делового миротворчества.
  6. Подведение итогов проекта.
  7. Участники проекта не вправе обращаться в судебные органы, если ими не были пройдены процедуры делового миротворчества.
  8. Проектная деятельность может содержать дополнительные процессы для реализации проекта, которые устанавливаются сторонами самостоятельно.

 

Участники проекта могут объединиться в проектные образования - совокупность участников конкретного проекта, объединенных на временной договорной основе для осуществления проектной инновационной деятельности. Участниками проектных образований могут быть юридические и физические лица, обладатели исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Классическая проектная организационная структура выглядит так. Получается система двойного подчинения с выраженными текущими и проектными функциями.

Если говорить о неформальном проектном образовании, то его организационная структура более гибкая.

Структура всей системы проектного образования представляет собой три вида структур:

  • Организационная структура
  • Структура ресурсов проекта
  • Структура преодоления проблемных ситуаций (миротворческая структура)

    Что из себя представляет организационная структура?

    Организационная структура проектного образования включает в себя:

    • Координатора проекта
    • Функциональные звенья

    Полномочия и деятельность координатора проекта и функциональных звеньев устанавливаются Проектным регламентом.

    Управление в проектном образовании осуществляется:

    • Координатором проекта (как правило, инициатором проекта),
    • Ситуационным координатором (специально определенным функциональным звеном)

    Но что важно в таком проектном образовании?

На схеме 1 представлена организационная структура проектного образования, в котором функциональные звенья в определенной ситуации могут быть управляющими структурами проекта. Именно тогда, когда ситуация требует активных действий от конкретного функционального звена, оно актуализируется как временная ситуационная управляющая структура. Вот в чем заключается flash (который приносит cash!!!).

Подобно револьверу, где с помощью барабана посылается пуля в ствол, в рассматриваемой структуре пулей в ячейке функционального звена служат их конкретные функции, знания, умения, навыки, используемые в проекте. Роль устройства, перемещающего барабан этого револьвера, осуществляет Координатор проекта.

На схеме 2 показан пример ситуационной координации, которую осуществляет функциональное звено (ф-звено) "Право". Это может быть правовое сопровождение проекта в государственных органах (например, патентное ведомство, налоговые, судебные, антимонопольные органы). Но это связано с временной ситуацией и потому управление в форме координации осуществляется именно этим функциональным звеном. При этом все остальные функциональные звенья подчиняются этому актуально управляющему функциональному звену. Такое временное актуализированное управление может пройти каждое функциональное звено. Координацию и согласованность функциональных звеньев осуществляет координатор проекта . Он и устанавливает, какое функциональное звено в конкретной ситуации будет управляющим.

Организационная структура обеспечивает работу двух проектных балансов: баланса целей и баланса результатов.

Структура ресурсов обеспечивает работу баланса ресурсов, а структура преодоления проблемных ситуаций (деловое миротворчество) обеспечивает работу баланса правовых связей. Но более подробное рассмотрение указанных структур лучше рассмотреть в отдельной статье.

Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
сотрудник проектной группы «Знаниевый реактор»

25.09.2010