Инвариант революции

Котлы-2010

1. Об интеллектуальном пролетариате.

  1. Понятие "интеллектуальный пролетариат" для мыследеятельностных технологий типа - знаниевый реактор ввел В.А. Никитин в Донецке весной 2010. Сам Никитин никогда не участвовал в работе "знаниевого реактора", однако целевую рамку интеллектуального массового тренинга с помощью знаниевой машинки и определенной команды ведущих-мастеров он определил довольно точно, и ему мы отчасти обязаны последующими аналогиями с революцией 1917 года.
  2. Будем считать, что массовая трансляция необходимости коллективного мыследействия с помощью знаниевых технологий имеет своей целью создать, подготовить, пробудить (нужное - подчеркнуть) интеллектуальный пролетариат. Разговоры о массовом тренинге ведутся давно, сегодня мы (страна) имеем в ресурсах ММК: систему ОДИ и семейных игр Щедровицкого и условный опыт мероприятий ЕР на Селигере. Первая структура не готовит пролетариат, а вторая - не готовит интеллектуальный. Остается делать что-то третье, то есть именно движущую силу революции и готовить.
  3. Современное человечество, по крайней мере, его европейская страта современной цивилизации готова к прыжку в когнитивный мир, хотя бы и по словам своей интеллигенции первой революции сознания 1960 годов прошлого века. Мы здесь будем понимать под когнитивным грубо - интеллектуальное, упрощая разговор с людьми разных убеждений. Более или менее всем понятно про умный мир с умными домами, умными машинами, умными людьми. Мечта интеллигента. Только потом, в кулуарах, для тех, кто вдумывается в "умность" некоторые произносят про мир - с рефлективными руководителями, находящихся в сервисной позиции и сетевыми организованностями свободных, счастливых мыслителей, которые и готовят властные решения. Не экспертный совет, коллегиально предсказывающий погоду, а нечто иное. Это благополучное будущее, которое еще должно быть разрисовано для разных слоев. Мрачная тень его - откат к раннеиндустриальной фазе, угольный и грязный ядерный топливный сценарий, тоталитарные режимы, регресс науки, технологии и демократии. Такое не нравится никому. Будем ставить на "умное".

 

2. О сущности революции и способах ее реализации.

  1. Понятно, что переход, прыжок - это революция. Традиционно революции происходят в России, а Европа затем мягко утилизирует наш печальный и кровавый опыт. Нет никакой гарантии, что когнитивный переход опять произойдет революционным путем в "одной отдельно взятой стране", в который мы имеем счастье проживать. Но лучше предварить историю, чем снова неожиданно стать первыми и взять на себя весь риск будущего.
  2. Любая революция связана с верхами, низами и элитами революции, которыми она и жертвует, как правило. Сегодня в РФ верхи не могут управлять никак - ни по старому, ни по-новому. Низы не осознают себя вообще. Элита революции не проявлена. При этом люди недовольны своей жизнью и друг другом. Все.
  3. Здесь имеет серьезные онтологические основания фраза Градировского о том, что "Революция - это неудавшаяся реформация. Когда нет сил вернуть первоначальный замысел Бога, приходится ломать хребет человеку". В любом случае, будучи причастными к процессу интеллектуализации общества, мы сможем поставить знаниевые технологии на службу пути реформ, даже если не случится бунта.
  4. Протестанты на Первом евангельском Соборе в 2010 году ставят вопрос о духовном единстве верующих, несмотря на различия в догматах и ритуалах. Создавая элиты нового мира, светские гуманисты неизбежно пойдут их же путем, иначе никаких "сетевых организованностей осмысленных меньшинств" (по В.Л. Глазычеву) не получится.
  5. Но, если войти в новую элиту в сообществе интеллигентов еще какое-то стремление есть, то до так называемого народа, ни властям, ни умникам нет дела. Более того, карта и местность расходится в глазах и элит и экспертов, то есть киргизский опыт - наше счастливое завтра. При этом так называемый народ изменился и состоит сегодня из очень разных образов жизни, то есть живет в разное историческое время, находясь формально в 2010-м.
  6. Состав революционных масс. Чтобы не создать добро над головой и не спровоцировать "бунт безмозглый и беспощадный" нам следует обратить внимание на состав будущих революционных масс. А это вовсе не рабочие и крестьяне начала 20-го века, а инженеры, обыватели, офисный планктон, служащие, чиновничий аппарат и все пользователи сети интернет, их родители, дети и прочие родственники. Если мы сегодня выделяем два класса: управляющие и управляемые, то, как раз все управляемые в интеллектуальный пролетариат и входят.
  7. Интернет, появившись на 50 лет раньше своего эволюционно-технологического срока, сыграл с людьми злую шутку - все поплыли в информационных полях, научились получать удовольствия от плавания, но не знают как плыть к островам и скоро утонут от изнеможения и информационных болезней, подцепленных в недружественном океане. Рабфак по имени интелфак, который случился в интернете сам собой, дал людям некие методы без содержания. Если солдаты революции 17-го года осваивали тексты Пушкина и участвовали вечерами в литературных судах над Белинским, чтобы обогатиться культурой, которой они были классово лишены и стать элитой нового мира, то сегодня сеть это не доступное вместилище знаний, которые выработало человечество, а помойка мнений некомпетентных постмодернистов над этими знаниями. Рабфаковцы жаждали учиться. Было модно учиться, получать деятельные специальности для преобразования мира в царство свободы, равенства, братства. Сегодня сеть это путешествие, квест, эмоциональный гвалт и паразитное существование рыцарей воображения с мышкой в руках. Лопаты, огороды, станки и операционные столы еще не кончились, но будущие крестьяне и хирурги уже все стали писателями и игроками виртуальных миров. Коллизия в этом: кто должен находиться в сервисной функции по отношению к сетевому планктону. Кто должен действовать в старой формации, производить, выращивать, изобретать комфорт? Вопрос стоит жестко: кого бы заставить работать на себя, а самим:кстати второй вопрос будущего: а что делать самим?
  8. Однако Сеть оказала человечеству услугу в образовательной сфере - она ликвидировала наконец необходимость в гумбольтовской системе Университетов, заточенных под подготовку чиновников. Чиновниками 18-го века сегодня стали все: от старушки с мобильным телефоном в руках, до необразованного подростка с банковской карточкой. Сеть и сетевые услуги самостийно создали компетенцию заполнения бланков, а тем, кто умеет делать собственные сайты - и создания формы этих бланков. Можно сколько угодно кричать, что школа не создает мировоззренческой рамки, важно не это. Школа и ВУЗ не создает сегодня и рабочей рамки: производить последовательные операции по определенным правилам. Все это делает система сетевых услуг. Людей не надо учить писать сочинения и высказывать собственные мысли на примере великих произведений, они и так высказывают собственные мысли в живых журналах, дневниках, на форумах и в письмах. Нет теперь рабфаковца, который топчется у доски и не может сказать о Пушкине ничего, кроме даты смерти. Нет и такого, который бы не мог болтать о чем угодно сорок пять минут без перерыва, высказывая свои убеждения во всех формах. Школа, как тренировка формальной логики, чтения, письма, счета утратила свои функции. Компьютер задает эти правила при включении ребенка в простые операции, даже и в игру.
  9. Но весь этот разнородный и разновозрастный интеллектуальный пролетариат юзеров, в разной степени умный, работает на управляющий класс и это несправедливо: "Ведь этот самый класс умеет ровно столько же, сколько и я, пролетарий интеллектуального труда, а работает властитель меньше, а тратит больше, и у него нет бессмысленного ежедневного перебирания информации с цифровыми колонками, которые ничего не обозначают!" То есть это классовый враг! За что идет борьба? За допденьги - да, но еще в большей степени за свободное время и за власть, то есть за рычаг управления обобщенным шариком. За игру на мировой шахматной доске! "Если мы все умные, то почему он управляет, а я нет. Мы учились в одной школе, где нас ничему не научили. Если я хочу реформ, то, прежде всего, реформ в жизни и сети. То есть, если ты там наверху такой бодрый до власти, дай мне мой олл-инклюзив, и я от тебя отстану. Этот олл-инклюзив - сеть бесплатна, минимальный кров и минимальная жрачка - бесплатно, электричество (тепло и сетевые потребности) бесплатны, а дальше я решу - буду ли я работать за твои дополнительные блага вершителя судеб, то есть участника управления или мне и так хватит единения с такими же согражданами мира, как я!" По этом пути пошла западная демократия, предоставив людям набор социальных благ и возможность не умереть с голоду без работы. В России такого нет. У нас в стране до сих пор легко пропасть, будучи вполне себе интеллектуальным пользователем сети. И вероятность того, что "весь мир насилья мы разрушим" - велика.
  10. Будущее, которое пришло за нами, это не слишком моральный без всякой вменяемый онтологии интеллектуальный пролетариат. Это - пользователь Сети, который готов осуществлять в этой сети диверсии и т.д. вплоть до революции и перевода всех денег в электронные, а затем в сетевые блямзики нового игрового мира. И так как этот пролетариат воюет на территории, которую другие воюющие стороны знают плохо, то он явно победит. И вместе с руководящими элитами даже и заведшими блоги в сети из моды, из страха или из любопытства может сгинуть и реальная инженерия. Промышленность рухнет, останется слабо теплящийся агрокластер, энергетика, поддерживающая сети и очень странный хаотический мировой порядок. Как было дико повиноваться революционной власти сумасшедших пролетариев в 1917-м, так будет и в 2017-м, например, когда к власти придут не программисты, а в большинстве своем - пользователи, которые изрядно говорят на сленгах и имеют смутные представления о реальности, зато здорово ориентируются в виртуальности. Мы станем рабами новояза и протокола, потому что в свое время не досмотрели, куда течет время.
  11. Поэтому придется наладить работу по движению истории вперед, а не вспять. А для этого понадобится превратить мышление в достояние многих, адресовать им ответственность за будущее и сделать еще много нетипичного и невозможного. Придется возглавить революцию тех, в ком зреет бунт и согласовать с ними образ желаемого будущего, анти-форсайт, то есть прогноз не согласованный с элитами, но согласованный с массами. Необходима комиссия по человеческим ресурсам страны, раз этот ресурс (разум человека) становится в ближайшей эре главным.
  12. Для начала работы придется создать систему понятных примитивов - технологических элементов для быстрых преобразований в себя-осознанного. Примитив - элемент индивидуального опыта. Примеры примитивов важные для группы "ЗР": Знаниевая Машинка "Ромашка", процедура распредмечивания. Примеры примитивов из близких областей: деньги, как мера стоимости, учетный чек, как эквивалент ценности обмена. Примитивы связаны с Сюжетами. Мы пропускаем примитивы через Сюжет.

 

3. Июньские тезисы (все по-взрослому)!

  1. "Интеллектуальный пролетариат уже есть. Он мы и есть. Мы отчуждены от материальных результатов своего труда. Мы получаем мало благ (здоровье, образование, транспорт, жилище) и имеем претензии к управляющему классу за свое качество жизни.
  2. Наши лозунги:
    1. Индустрия - инженерам!
    2. Строительство - архитекторам!
    3. Общее и высшее сетевое образование, информация - всем и в любом возрасте!
    4. Управление - мудрым!
    5. Электроэнергия (тепло и свет), жилище, питание, общественный транспорт всем и бесплатно!
    6. Функции государства - обеспечивать три главные инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь
    7. Ответственность государства: продовольствие, безопасность и армия, энергетика, минимальный постиндустриальный личный гражданский пакет услуг, начальное образование и библиотека медиапроектов среднего и высшего образования, интеллектуальная капитализация страны
    8. Экономика - безналоговая, страховая.
    9. Социальная полезность деятельности (пока нет определения) будет мерилом инновационности проектов и определит порядок финансирования.
    10. Капитал писать не будем! Ограничимся манифестом!
    11. Призрак бродит по России! Призрак катастрофы! Он же Призрак земли обетованной бродит по России! (земли устроенной по-новому!)
  3. Россия новых городов грядет! Новые города - новое сознание! Строительство новых городов, новых поселений, новых объектов - вот задачи для людей с новым сознанием. Постройте для себя город! Новый город это: агрокластер-индукластер-иннокластер. Деятельности нового города: индустриальное производство - обязательно; агрокластер и его обслуживание - обязательно, постиндустриальная инновационная деятельность, включая коллективное мышление в управлении-игре - обязательно.
  4. Выбор деятельности - свободный. Оплата деятельности - только две градации, стандартный оклад, двойной оклад. Дополнительные возможности управляющего класса - только эксплуатация инфраструктуры при совещаниях и переездах. Управление становится разновидностью деятельности, а не способа присвоения и осуществления личной власти.
  5. Главное для нас человек, его жизнь, мысли и деятельность. В будущем каждый человек сможет ответить на вопросы, кто он и зачем он живет, проявить свою идентичность и осознать свою миссию. Помочь пробуждению большинства - наша задача. Таким образом, соединяя людей в пространстве знаниевых машинок коллективного мышления мы подключаем их к думанию, Разуму и способствуем проявлению у них мышления. Развитие прогностических способностей видится нами как проявление своей лояльности к будущему и ответственности за то, что человек и его коллеги\друзья наконструировали. Вторая задача знаниевой машинки - расширить зону присоединенного пространства ответственности за дом, рабочее место, район, город, мир, в котором человек живет, осознанное участие в процесспх построения коллективного нового.
  6. Признаком нового мира будет не повышение издержек, а снижение их, не повышение цен, а снижение их, а также появлением пакета бесплатных услуг постоянно расширяющегося спектра.
  7. Система же распределения прибыли, добавленного продукта будет направлена на замыкание экономических циклов и расширение спектра бесплатных услуг населению и на формирование государством новых потребностей. И особенно новых деятельностей.
  8. На долгие годы будущего мира будет модно делать хорошо, уметь многое, приносить пользу обществу, общаться с разными людьми, брать ответственность за риск и за новое. То есть владеть технологией to be human.
  9. Доколе ваших детей учат недоученные учителя и лечат недоученные врачи!
  10. Думай! Делай! Доверяй! - три важные общественные компетенции.
  11. Придется перевести управление в творческую функцию (Опыт СССР: пройди путь от мастера до директора! Или опыт Рима: управлять именем народа (РФ) и Сената).
  12. Свобода это крайне дорогое удовольствие.
  13. Экзамен на социальную зрелость. Традиция инициации избирателя.
  14. Что такое "ходить в сети?" Что такое делать выбор в сети? Как повышать свой уровень в сети?
  15. Национальная идентичность в сети:
  16. Иерархия, как игра: Требует перехода управленческой элиты на высокий духовный уровень и требует основательного разъяснения пролетариату границ и тонкостей этой игры. Для этого, повторим! Комиссия по интеллектуальным человеческим ресурсам РФ нужна обязательна.
  17. Вперед! К 2017-му! Ленин, Лютер? Кто третий?