Технология “to be human”
(технология человечности)
- Будем считать условно, что на развитие человека индустриального в разной степени, но влияют три фактора: его род (семья), его деятельность (социум) и Космос (Бог).
- Иначе говоря, имеем: традиция - развитие - спонтанность/неопределенность
- Сегодня, венец индустриальной фазы: влияние рода игнорируется, влияние деятельности выпячивается, а космос (Бог и прочие полезные системы) - это игрушки на после ужина.
- Кризис, о котором кричат эксперты, демографы, бизнесмены и бабушки у подъездов, выражается одной простой метафорой: Куды бечь мы не знаем...
- Мировые элиты говорят: делаем нано-, био-, инфо-,
- Но кризис легко назвать громкими словами: онтологический, эпистемиологический, и даже экзистенциальный. То есть, ни элитам, ни обывателям неясно, как устроена "крыша ценностей", и есть ли она. Им неизвестно, что истинно, и есть ли носители истины и, в общем: жить некуда, не во что и незачем... В нано- пока не верит даже Чубайс.
- Есть сценарный выход - назад к предкам, к уважению родителей и традиций. Отсюда сегодняшний успех практики и теории Б.Хелленгера.
- Есть деятельностный выход - создавать, строить, увеличивать эффективность труда и управления - пример, технологическая деревня Ломоносовская.
- Есть экзистенциальный подход... У кого-то, наверное, есть... А у нас пока анекдот выполняется:
- Доктор в чем смысл жизни?
- Чьей?
- Моей?
- Отсутствует, следующий. - Технология обыденной жизни в предыдущую фазу развития: делай руками, думай головой, чувствуй сердцем,- сегодня потеряна, потому что нет в обществе институтов, где это воспроизводится. Следствия очевидны:
В супружеский парах, где хотя бы один из супругов "чувствует головой", не рождаются дети
В мастерских, где "делают головой", ничего конкретно не чинится
Про того, кто "делает сердцем", говорят: " хороший человек - не профессия". - В индустриальную фазу развития обыденное мышление рухнуло, а научное его подменило, но не заменило, то есть распространение науки и технологии на всю жизнь в целом успеха не имело.
- Гармонию обыденного можно вернуть, мы все равно попадем в предыдущий мир. То есть, вернуть деятельность и доверие нужно в младшие классы школы, оттуда, как известно, умники в конце 1990-х выкинули труд и пионеров, и уже два пятилетия выпускаются 17-летние не умеющие сварить кашу, забить гвоздь и договориться с другом.
- Даже если вдруг мы это исправим в государственном масштабе - мы получим результат через 10-15 лет при этом ценой остановки технологических прорывов.
- Это нужно делать, но это только фон.
- Технология "to be human" сегодня связана с массовым тренингом взрослого населения, и если такой тренинг кому-то невыгоден, то это конкуренты за образ будущего.
- Но у РФ нет никаких возможностей устроить всеобщий рабфак в начале 21 века, хотя бы потому что нет тех, кто будет преподавать... А устроить это надо: усугубляется противоречие "людей полно, а работников нет".
- Вспомним недавние исторические аналоги: когда корпорация ЮКОС в конце 1990-х даром научила всех школьных секретарей компьютерной грамотности, 90% из них уволились из школ. Просто хорошо учить отдельных людей отдельным навыкам бесполезно.
- Скоро, за 25 лет из активной деятельности уйдет последнее деятельное поколение. Это те, кто родился в 1960-е. За это время придется создать автоматизированные производства, безлюдные комплексы и новые образы жизни людей. Иначе: что они будут делать? Куда их девать? Столько людей не нужно. Как сегодня не нужно столько юристов и психологов, рекламщиков и пиарщиков. Потребительское общество онтологии не создает, значит, нужно ее завести, найти, выстроить, иначе в будущем люди перебьют друг друга от скуки. Или мы откатимся в феодальный мир.
- В чем возможность для России?
- У нас люди живут в разных укладах, и есть шансы утилизировать разнообразия.
- Придется вычеркнуть города, утилизировать их деятельности, города останутся офисами, музеями, клоаками, центрами городских игр:
- Управление перейдет в сеть, и не будет зависеть от места нахождения чиновника
- А области, аккреции, деревни, пустоши даже станут новыми ростками деятельности. Почему?
- Там пусто, легче строить на новом, чем перестраивать сложившееся и отжившее.
- Онтология таких образований:
Мы часть целого
Мы сами целое, мы уникальное специализированное, но мы выживаем как система
Мы - сами
Мы собираем деятельности и умы
Мы новое на территории, которая отличается от городской мобильностью многофункциональностью и новыми проектами застройки под новую деятельность и новый образ жизни
Мы познаем, прогнозируем и делаем будущее - Ребенок строит из кубиков пирамиду, дом, танк, бассейн и мост. Мы построим из знаниевых фокусов образовательные сборки для деятельности, создадим рефлексивное управление посредством участия знаниевых машинок, привлечем деятельности, объединим их в пакеты, выбросим лишнее и останемся при этом соединенными с сетью других таких же разнообразий. Это проект для тех, кто не боится долго бежать и вскочить в последний поезд, для тех, кто любит делать новое, умеет понимать других и смотреть на себя со стороны.
- Лозунги следующего мира просты и напоминают энтузиазм СССР: думай-делай-доверяй
- В известной мере при социализме было легко думать о специальности и не думать об общем, за нас думала Партия, Идеология. Теперь ничего такого нет. Делай было тоже дозировано рамками "всем поровну, но чиновники имеют возможности", а доверяй было коллективное, но никто не доверял властям.
- Это было прекрасное и совершенно бездумное время: наука была удовольствием за государственный счет, пионерлагерь - школой дружбы, жизни и доверия, а простой работы хватало даже ученым из-за слабого удобства жизни. Это был мир Ефремова: лучше быть беднее, но сделать общество с большей заботой о будущем.
- Сегодня Россия вылезла из под стеклянного купола идеологии, и ей дует. Вокруг все страны привыкли жить без купола или строят купола из другого материала.
- Вернуть прошлое невозможно: выросло поколение людей, которые не хотят знать, работать и доверять (любить). Причем, они не хотят сразу всего. Им непонятны знания, их слишком много и неясно куда их применять, они не умеют работать, и им это скучно, они не готовы доверять, потому что их родители из другого мира.
- Отсюда получается, что нужно занять этот планктон переустройством жизни под них, иначе нас ждут "Королевские битвы" японского сценария
- Нужны разновозрастные группы реакторного типа для обмена мнениями, желаниями, образами будущего и способами принятия решений. Это нужно всем и взрослым и молодым взрослым.
- Нужно схематизировать науку так, чтобы она не напоминала "нечто и туманну даль", а была полезна и важна в конкретном технологическом процессе,
- Нужно доверять будущему, выращивать его локусы, а не шарахаться от них, потому что оно все равно придет, как в жизнь вошли компьютеры и игры на них
- Для этого система образования должна быть:
- разновозрастной
- сугубо специализированной, целевой в области трудовой деятельности (научиться чему-то)
- предельной общей, универсальной, бесполезной (послушать лекции о происхождении Вселенной)
- собранной под деятельность, то есть не зависимой от предыдущих успехов в обучении
- дистантной, с обязательной встречей с преподавателем на экзамене-собеседовании и далее с выработкой маршрута образования, а не наоборот
- Остается все та же триада: думай, стратегируй, познавай/делай, рискуй, выбирай/доверяй, уважай, принимай. Но уровень другой. Уровень построения своего будущего, иначе его построит кто-то другой.
Переслегина Елена Борисовна
2009 г.