Технология “to be human”

(технология человечности)

 

    Будем считать условно, что на развитие человека индустриального в разной степени, но влияют три фактора: его род (семья), его деятельность (социум) и Космос (Бог).
  1. Иначе говоря, имеем: традиция - развитие - спонтанность/неопределенность
  2. Сегодня, венец индустриальной фазы: влияние рода игнорируется, влияние деятельности выпячивается, а космос (Бог и прочие полезные системы) - это игрушки на после ужина.
  3. Кризис, о котором кричат эксперты, демографы, бизнесмены и бабушки у подъездов, выражается одной простой метафорой: Куды бечь мы не знаем...
  4. Мировые элиты говорят: делаем нано-, био-, инфо-,
  5. Но кризис легко назвать громкими словами: онтологический, эпистемиологический, и даже экзистенциальный. То есть, ни элитам, ни обывателям неясно, как устроена "крыша ценностей", и есть ли она. Им неизвестно, что истинно, и есть ли носители истины и, в общем: жить некуда, не во что и незачем... В нано- пока не верит даже Чубайс.
  6. Есть сценарный выход - назад к предкам, к уважению родителей и традиций. Отсюда сегодняшний успех практики и теории Б.Хелленгера.
  7. Есть деятельностный выход - создавать, строить, увеличивать эффективность труда и управления - пример, технологическая деревня Ломоносовская.
  8. Есть экзистенциальный подход... У кого-то, наверное, есть... А у нас пока анекдот выполняется:
    - Доктор в чем смысл жизни?
    - Чьей?
    - Моей?
    - Отсутствует, следующий.
  9. Технология обыденной жизни в предыдущую фазу развития: делай руками, думай головой, чувствуй сердцем,- сегодня потеряна, потому что нет в обществе институтов, где это воспроизводится. Следствия очевидны:
    В супружеский парах, где хотя бы один из супругов "чувствует головой", не рождаются дети
    В мастерских, где "делают головой", ничего конкретно не чинится
    Про того, кто "делает сердцем", говорят: " хороший человек - не профессия".
  10. В индустриальную фазу развития обыденное мышление рухнуло, а научное его подменило, но не заменило, то есть распространение науки и технологии на всю жизнь в целом успеха не имело.
  11. Гармонию обыденного можно вернуть, мы все равно попадем в предыдущий мир. То есть, вернуть деятельность и доверие нужно в младшие классы школы, оттуда, как известно, умники в конце 1990-х выкинули труд и пионеров, и уже два пятилетия выпускаются 17-летние не умеющие сварить кашу, забить гвоздь и договориться с другом.
  12. Даже если вдруг мы это исправим в государственном масштабе - мы получим результат через 10-15 лет при этом ценой остановки технологических прорывов.
  13. Это нужно делать, но это только фон.
  14. Технология "to be human" сегодня связана с массовым тренингом взрослого населения, и если такой тренинг кому-то невыгоден, то это конкуренты за образ будущего.
  15. Но у РФ нет никаких возможностей устроить всеобщий рабфак в начале 21 века, хотя бы потому что нет тех, кто будет преподавать... А устроить это надо: усугубляется противоречие "людей полно, а работников нет".
  16. Вспомним недавние исторические аналоги: когда корпорация ЮКОС в конце 1990-х даром научила всех школьных секретарей компьютерной грамотности, 90% из них уволились из школ. Просто хорошо учить отдельных людей отдельным навыкам бесполезно.
  17. Скоро, за 25 лет из активной деятельности уйдет последнее деятельное поколение. Это те, кто родился в 1960-е. За это время придется создать автоматизированные производства, безлюдные комплексы и новые образы жизни людей. Иначе: что они будут делать? Куда их девать? Столько людей не нужно. Как сегодня не нужно столько юристов и психологов, рекламщиков и пиарщиков. Потребительское общество онтологии не создает, значит, нужно ее завести, найти, выстроить, иначе в будущем люди перебьют друг друга от скуки. Или мы откатимся в феодальный мир.
  18. В чем возможность для России?
  19. У нас люди живут в разных укладах, и есть шансы утилизировать разнообразия.
  20. Придется вычеркнуть города, утилизировать их деятельности, города останутся офисами, музеями, клоаками, центрами городских игр:
  21. Управление перейдет в сеть, и не будет зависеть от места нахождения чиновника
  22. А области, аккреции, деревни, пустоши даже станут новыми ростками деятельности. Почему?
  23. Там пусто, легче строить на новом, чем перестраивать сложившееся и отжившее.
  24. Онтология таких образований:
    Мы часть целого
    Мы сами целое, мы уникальное специализированное, но мы выживаем как система
    Мы - сами
    Мы собираем деятельности и умы
    Мы новое на территории, которая отличается от городской мобильностью многофункциональностью и новыми проектами застройки под новую деятельность и новый образ жизни
    Мы познаем, прогнозируем и делаем будущее
  25. Ребенок строит из кубиков пирамиду, дом, танк, бассейн и мост. Мы построим из знаниевых фокусов образовательные сборки для деятельности, создадим рефлексивное управление посредством участия знаниевых машинок, привлечем деятельности, объединим их в пакеты, выбросим лишнее и останемся при этом соединенными с сетью других таких же разнообразий. Это проект для тех, кто не боится долго бежать и вскочить в последний поезд, для тех, кто любит делать новое, умеет понимать других и смотреть на себя со стороны.
  26. Лозунги следующего мира просты и напоминают энтузиазм СССР: думай-делай-доверяй
  27. В известной мере при социализме было легко думать о специальности и не думать об общем, за нас думала Партия, Идеология. Теперь ничего такого нет. Делай было тоже дозировано рамками "всем поровну, но чиновники имеют возможности", а доверяй было коллективное, но никто не доверял властям.
  28. Это было прекрасное и совершенно бездумное время: наука была удовольствием за государственный счет, пионерлагерь - школой дружбы, жизни и доверия, а простой работы хватало даже ученым из-за слабого удобства жизни. Это был мир Ефремова: лучше быть беднее, но сделать общество с большей заботой о будущем.
  29. Сегодня Россия вылезла из под стеклянного купола идеологии, и ей дует. Вокруг все страны привыкли жить без купола или строят купола из другого материала.
  30. Вернуть прошлое невозможно: выросло поколение людей, которые не хотят знать, работать и доверять (любить). Причем, они не хотят сразу всего. Им непонятны знания, их слишком много и неясно куда их применять, они не умеют работать, и им это скучно, они не готовы доверять, потому что их родители из другого мира.
  31. Отсюда получается, что нужно занять этот планктон переустройством жизни под них, иначе нас ждут "Королевские битвы" японского сценария
  32. Нужны разновозрастные группы реакторного типа для обмена мнениями, желаниями, образами будущего и способами принятия решений. Это нужно всем и взрослым и молодым взрослым.
  33. Нужно схематизировать науку так, чтобы она не напоминала "нечто и туманну даль", а была полезна и важна в конкретном технологическом процессе,
  34. Нужно доверять будущему, выращивать его локусы, а не шарахаться от них, потому что оно все равно придет, как в жизнь вошли компьютеры и игры на них
  35. Для этого система образования должна быть:
    • разновозрастной
    • сугубо специализированной, целевой в области трудовой деятельности (научиться чему-то)
    • предельной общей, универсальной, бесполезной (послушать лекции о происхождении Вселенной)
    • собранной под деятельность, то есть не зависимой от предыдущих успехов в обучении
    • дистантной, с обязательной встречей с преподавателем на экзамене-собеседовании и далее с выработкой маршрута образования, а не наоборот
  36. Остается все та же триада: думай, стратегируй, познавай/делай, рискуй, выбирай/доверяй, уважай, принимай. Но уровень другой. Уровень построения своего будущего, иначе его построит кто-то другой.

 

Переслегина  Елена Борисовна

2009 г.